Свободные экономические зоны Беларуси
30.03.2017 г.Свободные экономические зоны (СЭЗ)
В настоящее время в Беларуси функционируют шесть свободных экономических зон (по одной в каждом областном административном центре, включая г. Минск):
СЭЗ «Брест», www.fez.brest.by
СЭЗ «Гомель-Ратон», www.gomelraton.com
СЭЗ «Минск», www.fezminsk.by
СЭЗ «Витебск», www.fez-vitebsk.com
СЭЗ «Могилев», www.fezmogilev.by
СЭЗ «Гродноинвест», www.grodnoinvest.com
Для всех белорусских СЭЗ установлен единый специальный правовой режим деятельности их резидентов.
Для получения статуса резидента СЭЗ необходимо выполнение следующих условий:
объем инвестиций в реализацию проекта не менее 1 млн. евро (или 500 тыс. евро при условии их инвестирования в течение 3 лет с даты регистрации).
создание и (или) развитие производства, ориентированного на экспорт и (или) импортозамещение.
Справочно. Резидентам СЭЗ запрещена следующая деятельность:
производство, переработка, хранение, реализация оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; радиоактивных и наркотических средств, психотропных веществ;
производство алкогольных напитков, за исключением шампанского, виноградных вин и пива;
производство табачных изделий;
изготовление ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;
лотерейная деятельность;
подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания радио и телевидения;
лечение лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для здоровья населения;
лечение животных с особо опасными заболеваниями;
деятельность, связанная с трудоустройством граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, за границей.
Резидентам СЭЗ предоставляются следующие льготы и преференции:
1. прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт или другим резидентам белорусских СЭЗ, освобождается от налога на прибыль в течение десяти лет от даты объявления ими валовой прибыли; в дальнейшем применяется пониженная на 50% ставка налога на прибыль (но не более чем 12%);
2. освобождение от налога на недвижимость:
в течение трех лет с момента регистрации в СЭЗ по зданиям и сооружениям, возникшим (приобретенным) в этот период;
по зданиям и сооружениям, расположенным на территории соответствующей СЭЗ, независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
3. освобождение от уплаты земельного налога за земельные участки:
на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
с 01.01.2017 по 31.12.2021 независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
4. освобождение от уплаты арендной платы за земельные участки:
на период проектирования и строительства объектов, но не более пяти лет с даты регистрации в качестве резидента СЭЗ;
независимо от направления их использования (при условии реализации продукции на экспорт и (или) другим резидентам белорусских СЭЗ);
6. финансирование расходов на создание инженерной и транспортной инфраструктуры, требуемой для реализации инвестиционного проекта резидента СЭЗ, в первоочередном порядке за счет средств, предусматриваемых в Государственной инвестиционной программе и местных бюджетах, в случае реализации резидентом СЭЗ инвестиционного проекта с заявленным объемом инвестиций более 10 млн. евро.
Справочно. Особенности налогообложения в СЭЗ не распространяются на банки и страховые организации, общественное питание, деятельность в сфере игорного бизнеса, деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр, операции с ценными бумагами; реализацию товаров (работ, услуг), производство (выполнение, оказание) которых осуществляется полностью или частично с использованием основных средств, находящихся в собственности или ином вещном праве резидента СЭЗ, и (или) труда работников резидента СЭЗ вне ее территории.
Основные документы, регулирующие деятельность СЭЗ в Республике Беларусь
1. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 213-З «О свободных экономических зонах»;
2. Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь»;
3. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2006 г. № 66 «Об утверждении Положения о свободных таможенных зонах, созданных на территориях свободных экономических зон»;
4. указы Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ
(от 20 марта 1996 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь»; от 2 марта 1998 г. № 93 «О создании свободных экономических зон «Минск» и «Гомель-Ратон»; от 4 августа 1999 г. № 458 «О создании свободной экономической зоны «Витебск»; от 31 января 2002 г. № 66 «О создании свободной экономической зоны «Могилев»; от 16 апреля 2002 г. № 208 «О создании свободной экономической зоны «Гродноинвест»);
5. Налоговый кодекс Республики Беларусь (статьи 326 и 327).
Таможенное регулирование
Основным документом, регламентирующим порядок и условия применения таможенного законодательства для резидентов СЭЗ, является Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 г.
Единую таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее ‒ таможенная территория Союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Армения. Пределы таможенной территории Союза являются таможенной границей Союза.
Для каждого резидента СЭЗ по его заявлению, решением администрации СЭЗ по согласованию с таможней в регионе деятельности которой находится резидент СЭЗ, определяются пределы свободной таможенной зоны (далее ‒ СТЗ).
При помещении товаров под таможенную процедуру СТЗ товары размещаются и используются в пределах территории СТЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза.
Таможенные льготы при вывозе товаров за пределы территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура СТЗ:
1. освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, взимаемого таможенными органами, при помещении резидентами СЭЗ под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, изготовленных (полученные) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ;
2. освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (по сырью, помещенному под таможенную процедуру СТЗ) при вывозе готовой продукции за пределы таможенной территории Союза.